Для родителей

 

Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.

Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.

Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.

Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

Помогайте ему улучшать результаты своей работы.

Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.

Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.

Со вниманием относитесь к его потребностям.

Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

Не дразните ребенка за ошибки.

Хвалите за любые успехи, но действительно достигнутые.

Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.

Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.

Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.

Помогайте ребенку стать личностью.

Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.

Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

Страница подготовлена по материалам периодической печати

 

 

Родители, помните! Дети учатся у жизни

Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.

Если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.

Если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.

Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.

Если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.

Если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ.

Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.

Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.

Если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.

Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.

Если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ!

 

 

  Нам, взрослым, кажется, что только наши дела заслуживают внимания, что только мы имеем право заявлять о своем дискомфорте, когда кто-то нарушает наши планы. Наша бесцеремонность, наша беспардонность в отношении младших поистине беспредельна. Вспомним, часто ли случалось нам извиниться перед младшим за вынужденную ломку его планов? "Еще чего!! Я еще буду извиняться..."

   
Вот и накапливается у многих младших готовность к мятежу или пока бессильный гнев, но с большим потенциалом разрушительного действия. Ведь и для малыша бывает слишком очевиден наш произвол, отсутствие объективной необходимости именно вот сейчас - сию минуту бросить интересное или нужное дело, пусть детское, но е г о дело. Еще очевидней бывает нелепость требований: "Сначала ешь гарнир, а потом котлету!", "Держи молоток в правой, а не в левой руке!", "Дружи не с К., а с М.!" Нагромождение ненужных, необязательных, нелепых распоряжений и требований, их противоречивость и произвол, обеспечивают хронически негативное к ним отношение, привычный протест и инерцию неповиновения. Поэтому неповиновение может быть и в тех случаях, когда необходимо именно повиновение. Так избыточностью и неправильностью наших требований и запретов нарушается формирование исполнительности-очень ценного делового качества. Мы часто подменяем исполнительность как готовность к незамедлительному выполнению объективно необходимого дела беспрекословным повиновением нашей в о л е, душевную откликаемость и чуткость - абсолютным послушанием.

   
Ах, как мы любим послушных детей! С ними так легко и удобно! Но с ними так же легко и насильнику. А безропотным некритичным послушанием вчерашнего младшего питается всяческий произвол как общественное явление. Кого же мы растим? Личность, действительно способную к реальной ответственности, или заурядного нарушителя при видимом соблюдении законности? Свободного человека или подхалима, приспособленца с "кукишем в кармане"? Обретут ли наши младшие мужество неповиновения произволу, деспотия, беззаконию? Или станут воплощением покорности?

   
Из тех несчастных потерпевших подростков и девушек, которые (слишком часто!) проходят у нас судебно-психологическую экспертизу, редко кто способен к протесту и активным формам сопротивления. Их родители и учителя почти всегда говорят о них как о послушных, очень доверчивых... И никто из них не встревожился по поводу избытка этого качества у своих детей. О чем тревожиться? Они достаточно удобны! Удобны и покорные "полутрупы", ханжа и маленький хитренький подхалимчик... А кто пробует проявить самостоятельность - тот неудобен! За это на него ополчаются, а он огрызается и становится "невозможным". И нередко перестает быть здоровым. И тогда обращаются к нам: помогите! Помогите сделать так чтобы с ним (с ней) было легко! Чтобы слушался! Чтобы подчинялся всему, что от нас, старших, исходит...

   
Вот характерный эпизод, один из множества вариантов получаемых мной писем и телефонных звонков.

   -
Помогите! Мы просто в ужасе! Дочь, ей 15 лет... Представляете, обманула нас! Обманом сказала, что ненадолго к подруге, ушла с целой компанией встречать Новый год в лесу. Вернулась под утро! Чуть с ума не сошли!.. Отец дал ей пощечину и перестал с ней разговаривать. А после этого она какая-то странная стала...

   
Выясняется: ушла обманом по той причине, что "все равно не разрешат", запрет на такой праздник выражен дважды, максимально воплотив категоричность, неизменность и убежденность в полуразвратном, полупреступном характере предполагаемого "сборища". "Сборищем" оказался весь ее класс, с гитарами, с костром, с украшенной несрубленной елкой, с кофе в термосах, с той снедью, которая вполне благопристойно готовилась девочками в домашних условиях - не без участия мам. Многих родители снабдили и теплыми ковриками для сидения, и нужными советами...

   
По этому поводу один "несгибаемый" старший заявил:

   -
Это каким надо быть идиотом, чтобы позволить такое?! Помогать - этому?!

Страница подготовлена по материалам книги: Н.В.Жутикова "Психологические уроки обыденной жизни"
http://chat.home.ru/homes/Losharik

 

 

Hosted by uCoz