Для родителей |
Отвечайте
на вопросы ребенка терпеливо и честно. Страница подготовлена по материалам периодической печати
|
Родители, помните! Дети учатся у жизни |
Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ. Если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ. Если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ. Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ. Если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ. Если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ. Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ. Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ. Если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ. Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ. Если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ! |
Нам,
взрослым, кажется, что только наши дела заслуживают внимания, что только мы
имеем право заявлять о своем дискомфорте, когда кто-то нарушает наши планы. Наша
бесцеремонность, наша беспардонность в отношении младших поистине беспредельна.
Вспомним, часто ли случалось нам извиниться перед младшим за вынужденную ломку
его планов? "Еще чего!! Я еще буду извиняться..."
Вот
и накапливается у многих младших готовность к мятежу или пока бессильный гнев,
но с большим потенциалом разрушительного действия. Ведь и для малыша бывает
слишком очевиден наш произвол, отсутствие объективной необходимости именно вот
сейчас - сию минуту бросить интересное или нужное дело, пусть детское, но е г о
дело. Еще очевидней бывает нелепость требований: "Сначала ешь гарнир, а потом
котлету!", "Держи молоток в правой, а не в левой руке!", "Дружи не с К., а с
М.!" Нагромождение ненужных, необязательных, нелепых распоряжений и требований,
их противоречивость и произвол, обеспечивают хронически негативное к ним
отношение, привычный протест и инерцию неповиновения. Поэтому неповиновение
может быть и в тех случаях, когда необходимо именно повиновение. Так
избыточностью и неправильностью наших требований и запретов нарушается
формирование исполнительности-очень ценного делового качества. Мы часто
подменяем исполнительность как готовность к незамедлительному выполнению
объективно необходимого дела беспрекословным повиновением нашей в о л е,
душевную откликаемость и чуткость - абсолютным послушанием.
Ах,
как мы любим послушных детей! С ними так легко и удобно! Но с ними так же легко
и насильнику. А безропотным некритичным послушанием вчерашнего младшего питается
всяческий произвол как общественное явление. Кого же мы растим? Личность,
действительно способную к реальной ответственности, или заурядного нарушителя
при видимом соблюдении законности? Свободного человека или подхалима,
приспособленца с "кукишем в кармане"? Обретут ли наши младшие мужество
неповиновения произволу, деспотия, беззаконию? Или станут воплощением
покорности?
Из
тех несчастных потерпевших подростков и девушек, которые (слишком часто!)
проходят у нас судебно-психологическую экспертизу, редко кто способен к протесту
и активным формам сопротивления. Их родители и учителя почти всегда говорят о
них как о послушных, очень доверчивых... И никто из них не встревожился по
поводу избытка этого качества у своих детей. О чем тревожиться? Они достаточно
удобны! Удобны и покорные "полутрупы", ханжа и маленький хитренький подхалимчик...
А кто пробует проявить самостоятельность - тот неудобен! За это на него
ополчаются, а он огрызается и становится "невозможным". И нередко перестает быть
здоровым. И тогда обращаются к нам: помогите! Помогите сделать так чтобы с ним
(с ней) было легко! Чтобы слушался! Чтобы подчинялся всему, что от нас, старших,
исходит...
Вот
характерный эпизод, один из множества вариантов получаемых мной писем и
телефонных звонков.
-
Помогите!
Мы просто в ужасе! Дочь, ей 15 лет... Представляете, обманула нас! Обманом
сказала, что ненадолго к подруге, ушла с целой компанией встречать Новый год в
лесу. Вернулась под утро! Чуть с ума не сошли!.. Отец дал ей пощечину и перестал
с ней разговаривать. А после этого она какая-то странная стала...
Выясняется:
ушла обманом по той причине, что "все равно не разрешат", запрет на такой
праздник выражен дважды, максимально воплотив категоричность, неизменность и
убежденность в полуразвратном, полупреступном характере предполагаемого
"сборища". "Сборищем" оказался весь ее класс, с гитарами, с костром, с
украшенной несрубленной елкой, с кофе в термосах, с той снедью, которая вполне
благопристойно готовилась девочками в домашних условиях - не без участия мам.
Многих родители снабдили и теплыми ковриками для сидения, и нужными советами...
По
этому поводу один "несгибаемый" старший заявил:
-
Это
каким надо быть идиотом, чтобы позволить такое?! Помогать - этому?!
Страница
подготовлена по материалам книги: Н.В.Жутикова "Психологические уроки обыденной
жизни"
http://chat.home.ru/homes/Losharik