КРИЗИСЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ: ПОДРОСТКОВЫЙ И ДРУГИЕ…

"Природа хочет, чтобы дети были детьми,
прежде чем стать взрослыми…"
Ж.Ж. Руссо.
 


  Итак, подростковый возраст - особенный период в жизни человека, открытие себя, "взрыв развития". Попробуем разобраться, что происходит с подростком в период взросления и, подчиняясь каким закономерностям, этапы нашей жизни сменяют друг друга.
   Как известно, подростковый возраст называют еще кризисным, подразумевая при этом сложность и важность успешного разрешения задач взросления: создание системы представлений о себе, осознание своих возможностей и особенностей, переход к самостоятельной и ответственной взрослости. Однако подростковый кризис - не единственный переходный этап в жизни каждого человека. Возрастные кризисы - нормальное и необходимое явление, без них невозможно развитие.
   От
кризиса новорожденности
- перехода в новое состояние - до подросткового возраста ребенок переживает и другие переломные моменты. И лишь успешно решив задачи каждого из них, выйдя из кризиса, он может развиваться дальше. Психологи отмечают кризис первого года жизни - начало "ходячего" детства и овладения речью. Главное достижение этого периода - приобретение физической самостоятельности. Проявлениями кризиса трех лет являются негативизм и упрямство, что свидетельствует о возросшей самостоятельности ребенка и необходимости изменения отношения к нему со стороны родителей. Кризис семи лет связан с важными изменениями в развитии психики и сменой "ведущей" деятельности - от игры ребенок переходит к учебе и активному познанию мира.
Следующий кризис - подростковый, плавно перетекающий в кризис юношеского возраста. Задачей этого этапа является приобретение готовности к личностному и профессиональному самоопределению, прояснение жизненных планов.
Казалось бы, теперь все задачи развития решены и можно вздохнуть свободно. Увы - кризисы продолжают сопровождать нас на жизненном пути, заставляя уже взрослых людей меняться и искать пути развития. Вот что происходит дальше: около 23 лет - кризис межличностных отношений, связанный, как правило, с началом семейной жизни и критическим периодом ее становления. Кризис 30-35 лет - переход к "официальной" зрелости, оценка собственных жизненных ролей. 36-40 - тоже кризис, переоценка жизненных ценностей и обязательств. 51-60 - осознание концепции жизни и концепции смерти. Готовность делиться опытом. Старше 65 - кризис старости. Оценка собственной жизни. Обретение мудрости и подведение итогов. И каждый следующий этап наступает после того, как решены задачи предыдущего, нерешенные же задачи ведут к остановке развития.
   Возвращаясь же к подростковому возрасту, отметим еще раз: это один из важнейших и сложных периодов в жизни человека. Существенно меняются внешность подростка и его физический облик. Эмоциональная нестабильность, свойственная практически всем подросткам может в отдельных случаях принимать крайние формы. Подросток пытается осознать и постичь собственное "Я". Ведь своё детское "Я" он уже перерос, а взрослое ещё не сформировалось. Разобраться в себе невозможно, не сравнивая себя с другими людьми, теми, мнением которых он дорожит, к вниманию и признанию которых он стремится. Отсюда стремление к общению со сверстниками, освобождению из-под опеки и контроля со стороны родных. Важно знать, что все вышеперечисленное является следствием глубоких внутренних физиологических и психологических изменений, происходящих с подростком.
И только пройдя через кризис, подросток сложит свою "картину мира" и "образ себя" и будет готов к следующему этапу. Гибко меняющие свое поведение родители (и в 1 год, и в 3, и в 7, и в подростковом возрасте) помогут преодолеть своим взрослеющим детям этот действительно непростой период.

Hosted by uCoz