КРИЗИСЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ: ПОДРОСТКОВЫЙ И ДРУГИЕ…
"Природа хочет, чтобы
дети были детьми,
прежде чем стать взрослыми…"
Ж.Ж. Руссо.
Итак, подростковый возраст - особенный период в жизни человека, открытие
себя, "взрыв развития". Попробуем разобраться, что происходит с подростком в
период взросления и, подчиняясь каким закономерностям, этапы нашей жизни сменяют
друг друга.
Как известно, подростковый возраст называют еще кризисным,
подразумевая при этом сложность и важность успешного разрешения задач
взросления: создание системы представлений о себе, осознание своих возможностей
и особенностей, переход к самостоятельной и ответственной взрослости. Однако
подростковый кризис - не единственный переходный этап в жизни каждого человека.
Возрастные кризисы - нормальное и необходимое явление, без них невозможно
развитие.
От кризиса новорожденности
- перехода в новое состояние - до подросткового возраста ребенок переживает и
другие переломные моменты. И лишь успешно решив задачи каждого из них, выйдя из
кризиса, он может развиваться дальше. Психологи отмечают кризис первого
года жизни - начало "ходячего" детства и овладения речью. Главное
достижение этого периода - приобретение физической самостоятельности.
Проявлениями кризиса трех лет являются негативизм и упрямство,
что свидетельствует о возросшей самостоятельности ребенка и необходимости
изменения отношения к нему со стороны родителей. Кризис семи лет
связан с важными изменениями в развитии психики и сменой "ведущей" деятельности
- от игры ребенок переходит к учебе и активному познанию мира.
Следующий кризис - подростковый, плавно перетекающий в
кризис юношеского возраста. Задачей этого этапа является приобретение
готовности к личностному и профессиональному самоопределению, прояснение
жизненных планов.
Казалось бы, теперь все задачи развития решены и можно вздохнуть свободно. Увы -
кризисы продолжают сопровождать нас на жизненном пути, заставляя уже взрослых
людей меняться и искать пути развития. Вот что происходит дальше: около
23 лет - кризис межличностных отношений, связанный, как правило, с
началом семейной жизни и критическим периодом ее становления. Кризис
30-35 лет - переход к "официальной" зрелости, оценка собственных
жизненных ролей. 36-40 - тоже кризис, переоценка жизненных ценностей и
обязательств. 51-60 - осознание концепции жизни и концепции смерти.
Готовность делиться опытом. Старше 65 - кризис старости. Оценка
собственной жизни. Обретение мудрости и подведение итогов. И каждый следующий
этап наступает после того, как решены задачи предыдущего, нерешенные же задачи
ведут к остановке развития.
Возвращаясь же к подростковому возрасту, отметим еще раз: это один
из важнейших и сложных периодов в жизни человека. Существенно меняются внешность
подростка и его физический облик. Эмоциональная нестабильность, свойственная
практически всем подросткам может в отдельных случаях принимать крайние формы.
Подросток пытается осознать и постичь собственное "Я". Ведь своё детское "Я" он
уже перерос, а взрослое ещё не сформировалось. Разобраться в себе невозможно, не
сравнивая себя с другими людьми, теми, мнением которых он дорожит, к вниманию и
признанию которых он стремится. Отсюда стремление к общению со сверстниками,
освобождению из-под опеки и контроля со стороны родных. Важно знать, что все
вышеперечисленное является следствием глубоких внутренних физиологических и
психологических изменений, происходящих с подростком.
И только пройдя через кризис, подросток сложит свою "картину мира" и "образ
себя" и будет готов к следующему этапу. Гибко меняющие свое поведение родители
(и в 1 год, и в 3, и в 7, и в подростковом возрасте) помогут преодолеть своим
взрослеющим детям этот действительно непростой период.