Как сообщать о своих чувствах?
"С родными в спор не вступит мудрый…"
Еврипид
Бесспорно, чувства и переживания подростка
заслуживают внимания со стороны родителей. Именно принятие, сопереживание и
внимание со стороны родителей и есть основа доверительных отношений в семье,
залог настоящего и будущего взаимопонимания.
Но как быть в тех случаях, когда в понимании нуждается родитель? И как
общаться с подростком в тех случаях, когда его поведение отклоняется от норм и
правил, принятых в семье, или просто каким-то образом оказываются задеты чувства
родителей?
Сообщать ребёнку о чувствах, испытываемых родителями, можно по-разному. К
сожалению, часто мы делаем это неэффективно. Гнев, раздражение или обида, даже
справедливые, - плохие советчики. Поддавшись этим эмоциям, мы можем повышать
голос, требовать незамедлительного послушания, грозить наказанием, позволяем
себе негативные высказывания в адрес ребёнка… Делаем мы это с благими
намерениями - изменить в лучшую сторону нежелательное поведение - и
безрезультатно. Подросток реагирует агрессивно, не
реагирует вообще, замыкается, и взаимные обиды и непонимание не исчезают, а
растут. Однако, даже убедившись в неэффективности этого подхода, многие родители
продолжают действовать прежним образом, не видя другого выхода.
"Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!" "Ты
прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!"
"Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!"
Ошибка этих и подобных высказываний заключается в том, что все они в негативной
форме оценивают не только поведение, но и саму личность подростка, а директивный
тон и преувеличения делают эти высказывания очень эмоциональными, но не
способствуют решению проблем. Из-за преобладания местоимений "ты", "тебе", "у
тебя" они названы "Ты - высказываниями".
Между тем, психологи рекомендуют для выражения своих чувств использовать
более эффективные "Я - высказывания".
Вот их основные признаки:
1. Описание чувств и эмоций, испытываемых родителем в данной проблемной
ситуации.
2. Безоценочное краткое и конкретное (без перехода на личности, обобщений и
сравнений) описание волнующей ситуации или проступка ребёнка. Описание должно
касаться только нежелательного поведения, но не личности в целом.
3. Формулировка желательного результата.
Вот как можно изменить высказывания, приведённые выше в качестве
примера:
" Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом
она смотрится гораздо лучше".
" Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне
было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний.
Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем
поговорить об этом".
" Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так,
что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а
в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя
спокойно".
Несмотря на кажущуюся простоту подобных высказываний, их использование
даётся большинству родителей нелегко. Непривычно в такой форме говорить о своих
чувствах, трудно удержаться от оценивания, от проявления родительской власти. Да
и результат использования " Я - высказываний" вряд ли будет мгновенным.
И, тем не менее, этот способ эффективен уже тем, что основан он на
доверии и уважении. Не содержащее обвинений ни в чей адрес, " Я - высказывание"
даёт ребёнку представление о переживаниях взрослого и о том, чем именно
нежелательно его поведение. Оно же может служить переходом к диалогу и поиску
решения проблемы.