ЕСЛИ В СЕМЬЕ КОНФЛИКТ
"Не мыслям надобно учить, а мыслить"
Иммануил Кант
Возникновение конфликтов в семьях, где дети достигли
"трудного", переходного возраста, - явление достаточно распространённое. Мнения
и желания подростков становятся всё более непохожими на мнения и желания
взрослых, а стремление к независимости в ответ на попытки подчинения рождают
открытое противостояние. С юношеским максимализмом всё и вся подвергается оценке
и критике. И, тем не менее, многие родители не сомневаются в том, что их
ребёнок, даже достигший совершеннолетия, должен беспрекословно им подчиняться.
Но каждому родителю придётся рано или поздно решить для себя проблему:
стоит ли руководствоваться в общении с детьми сложившимися негативными
стереотипами (неуважение к подростку, проявляющееся в высказываниях типа "не
дорос ещё меня учить" или "пока живёшь с нами и ешь наш хлеб, будешь поступать
так, как мы скажем"; отрицание самой возможности собственных ошибок - "я старше
- значит умнее", "поживёшь с моё, тогда поговорим"). Ведь есть и другой путь -
учесть опыт и знания специалистов, потрудиться, чтобы понять себя и ребёнка.
Если родители воспитали ребёнка покорным, не умеющим отстаивать своё
мнение, то обычно их отношения бывают внешне спокойными, бесконфликтными.
Правда, в такой ситуации ребёнок всё равно страдает: ведь вырастая, он так и не
становится взрослым, не умеет быть ответственным за свои решения и поступки. В
некоторых семьях подросток, сохраняя видимую покорность родителям, живёт своей,
неизвестной им жизнью. Такие формально благополучные отношения могут привести к
тому, что родители узнают об истинной жизни своего ребёнка от посторонних людей
и слишком поздно. Если же ребёнок растёт достаточно самостоятельным, с
выраженным чувством справедливости и стремлением к самоутверждению, то отношение
родителей, настаивающих на подчинении, приводит к очень серьёзным конфликтам.
Как же научится разрешать конфликтные ситуации, связанные с расхождением
мнений, интересов, желаний? Психологи выделяют разные варианты выхода из
конфликтных ситуаций. Это может быть и
уход от конфликта, когда обе
стороны не стремятся к его разрешению, а делают вид, что всё в порядке. Это
может быть подавление,
когда одна сторона явно выигрывает, другая - проигрывает (например, подростка не
пустили на дискотеку). Обратная сторона этого варианта -
подчинение интересам другого
(мать покупает дочери по первому требованию дорогие вещи в ущерб семейному
бюджету). Лучшим же будет такое разрешение конфликтной ситуации, когда обе
стороны удовлетворены её исходом, то есть проигравших нет, обе стороны
выигрывают. Называется этот способ
сотрудничество, и возможным оно становится лишь тогда, когда
стороны взаимно учитывают интересы друг друга. Как это может выглядеть на
практике и какие шаги рекомендуют предпринимать психологи? В качестве примера
рассмотрим следующую знакомую многим родителям ситуацию: у подростка в комнате
беспорядок, а родители настаивают на уборке. Возникает конфликт, так как
интересы сторон находятся в противоречии. Интерес мамы: желание воспитать в
ребёнке стремление к порядку и избавиться от чувства неловкости перед гостями.
Интерес подростка: желание избежать неинтересного и неактуального занятия,
убеждённость в том, что "и так всё нормально".
Итак,
Шаг 1. Распознавание и определение
конфликта.
Цель: вовлечь ребёнка в процесс решения проблемы. Необходимо чётко и
немногословно сообщить ребёнку, что имеется проблема, которая нуждается в
решении. Дать понять, что сотрудничество ребёнка необходимо. "Мне становится
стыдно всякий раз, когда наши и твои гости видят беспорядок в этой комнате.
Боюсь, что от остатков еды могут завестись тараканы. Давай обсудим эту
проблему".
Шаг 2. Выработка возможных
альтернативных решений.
Цель: собрать как можно больше вариантов решения. Появляется возможность узнать
решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая их и не принижая.
Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив. "Гости больше не
приходят к тебе, а дверь в комнату всегда закрыта"; "Один раз в неделю
проводится большая уборка, в которой ты обязательно принимаешь участие"; "Я
получаю поощрение всякий раз после уборки"; "Я получаю в подарок моющий пылесос
и другие необходимые предметы, а также право делать уборку под любую громкую
музыку"; "Я ем только на кухне, а уборку произвожу перед приходом гостей".
Шаг 3. Оценка альтернативных решений.
Цель: активизировать ребёнка на высказывания по поводу различных решений. Можно
предложить ребёнку высказаться по поводу собранных предложений, сообщить свои
чувства и интересы. "Мне нравятся варианты насчёт совместной уборки или уборки
перед приходом гостей. Хорошо, что друзьям нравится приходить к тебе, и особенно
приятно пригласить их в чистую комнату. Покупку пылесоса мы сможем обсудить
после первых успехов. А что думаешь ты?"
Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого
решения.
Цель: принять окончательное решение. На этом этапе оговариваются обязательства
обоих сторон по выполнению решения. Если решение состоит из нескольких пунктов,
можно зафиксировать его письменно. В данном реальном случае было принято решение
о наведении порядка раз в неделю по субботам. Родители не убирают комнату
подростка и не несут ответственности за возможные последствия: потерянные вещи,
грязная и мятая одежда и т.д., так как это его проблема, а не родителей. В целом
же комната подростка является его территорией. В разных семьях возможны разные
варианты решений.
Шаг 5. Выработка способов выполнения
решения.
Цель: спланировать процесс
претворения в жизнь принятого решения. Выносятся на обсуждение вопросы о начале
выполнения решения, о проверке качества выполняемой работы, если речь идёт о
домашних обязанностях и т.д.
Шаг 6. Контроль и оценка результатов.
Цель: способствовать реализации решения. По мере претворения решения в жизнь
интересоваться у ребёнка результатами принятия решения, сообщать о своих мыслях
и чувствах. Возможны пересмотр или изменение решения.
Конечно, далеко не все конфликты требуют для своего решения применения всех
шести шагов. Некоторые конфликты исчерпываются почти без обсуждения, а
приведенный пример убедительно доказывает, что любая проблема может иметь
несколько вариантов решения.
Строя отношения с ребёнком, важно обладать умением слушать, отвечать и
исследовать альтернативы. Главной целью каждого из этих навыков является
создание у ребёнка ощущение собственной полезности и компетентности.
Первым вопросом, который должен решать взрослый при решении какой-либо
проблемы, является вопрос о том, чья
именно это проблема. Слишком часто взрослые полагают, что все
проблемы детей являются и их проблемами. Это неверно и даже вредно для ребёнка -
он лишается возможности пробовать свои силы в решении проблемы. Ребёнок имеет
право сам находить решения проблем. И если проблема принадлежит ребёнку, то
взрослый может выбрать, что делать: внимательно выслушать, поискать
альтернативы, предоставить ребёнку возможность самому столкнуться с
последствиями своей самостоятельности или скомбинировать приведённое выше.
В качестве вывода сформулируем некоторые положения:
- Разлад и кризис в отношениях между детьми и
родителями представляет собой благоприятную возможность для изменения и
развития.
- И дети, и родители - достойные и
равноправные люди.
- Родители несут ответственность за
то, что они делают.
- Ребёнок несёт ответственность за
то, что делает он.
- Чем чаще родители проявляют
сотрудничество (предъявляя свои интересы, выясняют и интересы ребёнка, учитывают
его позицию), тем больше вероятность того, что ребёнок будет вести себя подобным
образом в других ситуациях и с другими людьми.
Вступив в трудный возраст с уверенностью
в том, что "мир безопасен, я любим, я хороший, я способный", подросток
преодолевает тернистый путь этого периода с меньшими потерями. Да, он так же,
как и все его сверстники, проявляет характерные для подростков реакции, но в то
же время открыт к диалогу с взрослыми.
Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты проблемы детско-родительских
взаимоотношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ю.ГИППЕНРЕЙТЕР "ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ. КАК?".
2. Г.Н. САРТАН "ТРЕНИНГ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ".
3. Л.Н. ЛОРДКИПАНИДЗЕ "КНИГА О ДЕТЯХ ДЛЯ ДУМАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ".
4. А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА "КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ".
5. Р. КЕМПБЕЛЛ "КАК ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА".
6. Р. КЕМПБЕЛЛ "КАК ЛЮБИТЬ СВОЕГО ПОДРОСТКА".
7. Г. ЧЕПМЕН, Р. КЕМПБЕЛЛ "ПЯТЬ ПУТЕЙ К СЕРДЦУ РЕБЁНКА".
8. Р. и ДЖ. БАЙЯРД "ВАШ БЕСПОКОЙНЫЙ ПОДРОСТОК".