Когда дети лгут
Родители сердятся, когда дети лгут, особенно если ложь
явная и по лицу ребенка это хорошо заметно. Сын доводит родителей до белого
каления, утверждая, что не трогал краску (или не притрагивался к шоколаду),
когда пятна на его рубашке (на губах) говорят как раз обратное.
Причины лжи.
Иногда дети лгут потому, что сказать правду нельзя. Если ребенок сообщит матери,
что ненавидит младшего брата, она может задать ему трепку за то, что он сказал
правду. А если потом он преподнесет ей явную ложь, будто теперь любит брата,
мать может "вознаградить" его за эти слова поцелуем. Какой вывод должен ребенок
сделать из такого происшествия? Он подумает, что правду говорить накладно, что
быть нечестным гораздо выгоднее и что маме нравится, когда он лжет.
Если вы хотите научить ребенка быть честным, то надо быть готовыми выслушать от
него подчас и горькую правду, а не только "приятную".
Если вы хотите, чтобы ребенок вырос честным, нельзя позволять ему говорить
неправду о своих чувствах, будь они положительными, отрицательными или же
смешанными. Наши реакции на выражаемые им чувства помогают ему понять,
действительно ли честность - лучшая политика.
.
Как ложь передает правду.
Если детей наказывают за правду, они лгут из чувства самозащиты.
Иногда они
фантазируют, выдумывают что-то невероятное, чего не хватает в повседневной
жизни, в реальности. Детская ложь передает нам правду о душевном состоянии
ребенка, о его страхах и надеждах, о том, кем бы он хотел стать, что хотел бы
сделать.
Чуткому слушателю ложь поведает то, что она, казалось бы, призвана скрыть.
Правильная реакция на ложь должна выражать понимание, а не отрицание истинного
ее значения. Чтобы помочь ребенку провести границу между желаемым и
действительным, надо использовать информацию, заключенную во лжи.
Когда малыш сообщает нам, что получил в подарок на рождество живого
слоненка, лучше ответить так: "Я знаю, что ты очень хочешь иметь слоненка". Не
стоит доказывать ребенку, что он лжет.
- Ты очень хотел бы иметь слоненка.
- Наверное, ты хотел бы иметь целый зоопарк!
- Тебе хочется, чтобы у тебя жили все-все звери!
Не провоцируйте ложь.
Родители не должны задавать ребенку вопросов, которые повлекут за собой ложь в
целях самозащиты.
Дети не выносят, когда родители устраивают им допросы, особенно если знают, что
тем все заранее известно. Дети не любят вопросов-ловушек, вопросов, ответом на
которые послужит либо неуклюжая ложь, либо неохотное признание в совершенном
проступке.
Семилетний Квентин сломал новое ружье, подаренное ему отцом. Мальчик
испугался и спрятал обломки в подвале дома.
Когда отец обнаружил их, то стал выпытывать у сына правду, что и привело
к скандалу.
Отец: Где твое новое ружье?
Квентин: Не знаю, где оно.
Отец. Что-то ты давно им не играл.
Квентин: Я не знаю, куда оно делось.
Отец: Поищи-ка! Я хочу на него посмотреть.
Квентин: Наверное, его кто-нибудь украл.
Отец: Ну и лгун! Ты же сам сломал ружье! И не думай, что тебе это пройдет даром,
- больше всего на свете я ненавижу лгунов!
Отец задал Квентину хорошую порку...
А ведь всего этого можно было избежать. Вместо того чтобы устраивать
допрос, отцу надо было сказать сыну:
- Я вижу, твое новое ружье сломалось.
- Да, недолго оно тебе послужило!
- Жаль, это была дорогая игрушка.
Ребенок извлек бы из этого следующий урок: "Отец понимает меня. Я могу
рассказывать ему о своих неприятностях. Я должен беречь его подарки".
Как
научить честности
Родительское отношение ко лжи должно быть всем ясно: с одной стороны, не надо
требовать признаний, устраивать допросов и суда над "преступником". С другой
стороны, мы должны, не колеблясь, называть вещи своими именами.
Если, например,
ребенок забыл сдать книгу в библиотеку, не нужно спрашивать. "Ты сдал книгу? А
ты уверен, что сдал? А почему эта книга лежит у тебя на столе?"
Вместо этого надо просто сказать: "Я вижу, ты еще не сдал свою книгу в
библиотеку. Пора это сделать".
Если мы узнаем, что сын завалил контрольную по арифметике, не стоит
спрашивать его: "Ну как прошла контрольная? Ах, хорошо? На этот раз ты меня не
обманешь, я говорила с учительницей и знаю, что ты написал работу очень плохо"
Вместо этого нужно прямо сказать ребенку: "Учительница сказала нам, что
ты завалил контрольную по арифметике. Мы волнуемся и думаем, как бы тебе
помочь".
Короче говоря, мы не должны провоцировать так называемую "ложь ради защиты", а
также расставлять детям ловушки. Если ребенок все же лжет, не надо устраивать
истерику или читать нотации. Нужно ответить словом и делом, реалистически
отражающими положение вещей. Ребенок должен понять, что лгать родителям нет
необходимости.
Источник: Х. Джайнот "Родители и дети"