Ваш ребенок тратит слишком много времени на выполнение домашних заданий, поздно ложится, приходит в школу, не сделав уроки, или списывает их у друзей? Это еще не значит, что он плохой ученик и дела его совсем безнадежны. Но родителям стоит задуматься: в чем же причина? Почему кто‑то в состоянии подготовиться к каждому уроку, а ваш ребенок — нет? Скорее всего дело тут в умении правильно организовать свое время. И с этим школьнику вполне можно помочь.
В первую очередь вы должны убедить ребенка в том, что он может всегда выполнять домашние задания, в этом нет ничего страшного или тяжелого. Поговорите с ним, внушите ему уверенность в своих силах. Он должен пообещать себе (а главное — выполнять обещание в дальнейшем) никогда ничего не оставлять несделанным. Даже если предмет кажется неважным, даже если ребенок уверен, что его не спросят! В свою очередь родителям надо взять себе за правило тщательно проверять выполнение заданного.
Необходимо трудиться каждый день по каждой дисциплине! И не только контролировать ребенка или помогать ему готовить уроки, но и развивать у него навыки правильной организации работы. Культура отношения к труду, умение сосредоточиваться и расслабляться, планировать свою деятельность, выделять первостепенное и второстепенное — все это очень важно для современного человека.
Начинается все с дневника. Многим родителям предстоит еще приучить ребенка записывать задания в дневник. Расскажите ученику, как классифицировать задания. Есть задания устные, а есть — письменные.
Работа традиционно начинается с письменных предметов. Даже если тему изучают не первый день и ребенок знает, как выполнять работу, все‑таки спросите у него правило. Правила обязательно надо учить! Ведь часто бывает, что тема понятна, как делать задание известно, а учитель во время ответа у доски возьмет и спросит правило! И срывается хорошая оценка.
К сожалению, многие дети не умеют учить правила. Запомнить стихотворение куда легче, чем выучить кусочек текста. Пока читаешь — все понятно, а вспомнить не получается. Поэтому можно воспользоваться схемой. (Текст приведенных ниже схем адаптирован для детей 9‑15 лет. Вы можете предложить ребенку вырезать и сохранить их.)
Схема 1. Как учить правило
Девиз схемы «Qui scribit, bis legis» — «Кто пишет, тот читает дважды».
Читаешь правило несколько раз, вслух, внимательно.
Пишешь его на листочке, если что‑то забываешь, можно подсмотреть, чтобы получилось точно как в книге.
Теперь этот листочек кладешь в книгу как закладку, книгу закрываешь. Пишешь правило на новом чистом листочке, если сразу не получается, можно подсматривать и повторять.
После того как ты сам, не подсматривая, написал правило, проверяешь его по книге. Да… ошибок много, но ничего, возьми красную ручку, исправь все, зачеркивай неправильное, а сверху пиши правильное. Подумай, почему появились эти ошибки, еще раз повтори.
А потом заново: все закрывай и пиши, написал — проверяй, нашел ошибки — исправляй. До тех пор, пока хотя бы два раза подряд не напишешь без ошибок. Думаешь, это все? Как бы не так!
Пока задействована только оперативная память компьютера в твоей голове, а чтобы все это забросить на жесткий диск, надо пару часов подождать. Закончить уроки, поесть или по дому что‑нибудь полезное сделать, а потом сесть и на листочке это правило еще раз написать. Не получилось сразу? Бывает! Не расстраивайся, снова принимайся за работу. Теперь дело пойдет быстрее, написал несколько раз без ошибок — отдыхай. Через некоторое время еще раз пиши.
Но главная проверка будет утром, если и тогда все без ошибок сможешь написать, не повторяя и не подглядывая, то правило с твоего винчестера уже не сотрется!
Через какое‑то время ребенок привыкнет учить правила по этой схеме. Особенно она пригодится в старших классах.
Постарайтесь обеспечить ученику возможность самостоятельной работы. Не спешите подсказывать, посоветуйте ему вспомнить правило, воспользоваться примером в учебнике или образцами заданий, выполненных в классе. Это поможет ребенку осознать, как важно внимательно слушать на уроке и все записывать в тетрадь. Помогайте только в крайнем случае. Лучше всего проверять уже готовую работу, пусть даже выполненную на черновике. Если что‑то не так, предложите ученику самому найти и исправить ошибку.
Бывают ситуации, когда задание все‑таки не получается и родители не знают, как правильнее объяснить ребенку принцип его выполнения. Тогда надо обратиться к учителю. Убедите своего школьника, что тут нечего бояться или стесняться, что он обязательно должен подойти к педагогу перед уроком, взяв с собой черновик. Преподаватель объяснит, в чем проблема и как справиться с заданием. Если спросить перед занятиями не получилось, а в классе это задание не разбирали или ребенок вновь не понял, надо подойти после урока. Внушите ребенку, что ученик, который не стесняется задавать вопросы, вызывает уважение преподавателя! Если задание не было выполнено (учитель только подсказал пути решения), сделайте его дома. Периодически напоминайте ребенку, что не должно оставаться незаконченных дел, долгов по урокам.
Здесь задания делятся на два типа — читать и учить. Сначала школьник читает параграф (по истории, географии, биологии и т. д.), потом учит даты или то, что выделено жирным шрифтом, далее отвечает на вопросы. (Обратите внимание, нет ли особых заданий — заполнить таблицу или подготовить доклад.) Следующий урок выполняем в той же последовательности: прочитал биографию поэта, выучил стихотворение и т. д. Все определения и даты можно учить, используя схему 1, а вот к стихотворению нужен особый подход.
Схема 2. Как учить стихотворение
Девиз схемы «Repetitio est mater studiorum» — «Повторенье — мать ученья».
Читаешь по книге (не забудь представлять все, о чем там говорится, если встречается непонятное слово — посмотри в словаре), потом перечитываешь, стараясь хоть немного не подглядывать.
А дальше закрываешь книгу и читаешь сам. Все просто: сколько подсмотрел — столько еще раз рассказал. Пока несколько раз не расскажешь без подглядываний. Тогда можно и на публику выходить.
Пусть кто‑то тебя проверит. Старайся не тараторить, передавай интонацию.
И не забудь: стихотворению, как и правилу, надо «отлежаться» в твоей голове. Дай ему пару часов, а потом посмотри, как оно там — надежно засело или еще не очень.
Существует много способов изучения иностранного языка. Если учителя не предлагают своих методов, попробуйте освоить такой. Слова пишешь в две колоночки. Потом сворачиваешь листочек по разделительной линии и подписываешь — сначала к русским иностранные, а потом — наоборот. Пока не получится без ошибок. А дальше вразброс. Можешь даже написать на небольших полосочках бумаги, например, иностранные слова, перемешать хорошенько, а потом доставать по очереди и подбирать к ним переводы.
Не забывай про те слова, которые учил раньше. За несколько таких занятий у тебя скопится много полосочек, используй пусть не все, но хотя бы часть из старых.
Для начала вам следует помогать ученику и контролировать, как идет процесс. А когда ребенок освоит этот способ, он вполне сможет обходиться и без вашей помощи.
Иностранные тексты лучше всего учить, как стихотворения, — по схеме 2, а грамматические правила — по схеме 1.
Если после выполнения домашней работы осталось много свободного времени, можно предложить ребенку сделать что‑то на другой день. Но урок, приготовленный заранее, обязательно придется повторить! Поначалу такой метод, конечно, покажется долгим и нудным. Но когда он войдет в привычку, вы и ребенок почувствуете, что времени уходит не так много, а успеваемость стала гораздо выше.
Следите, чтобы во время работы школьник не включал музыку или телевизор. Даже если ему кажется, что они совсем не мешают, это не так. С помощью компьютерной терминологии объясните, что информация, поступающая из телевизора, занимает часть оперативной памяти, тормозит работу, а самое главное — не дает знаниям перейти на винчестер!
Приучайте ученика заранее готовить все необходимое — ручки, карандаши, линейки, чтобы потом не отвлекаться на мелочи.
Настаивайте на использовании черновиков, ведь если ребенок ошибется, переписывать все равно придется, но грязь останется в тетради. Умение использовать черновик — полезный навык для контрольной работы и экзамена.
Старайтесь обеспечить школьнику возможность выполнять задания без спешки. Следите, чтобы он тщательно проверял сделанное.
Если задано много — устраивайте перерывы каждые сорок минут, как в школе. Но не затягивайте перемены! В это время голове ребенка нужен отдых, то есть не разрешается читать, смотреть телевизор и играть на компьютере!
Если ученик заболел или по какой‑то причине пропустил несколько школьных дней, помогайте ему узнавать задания. Даже если в чем‑то он не сможет разобраться ни сам, ни с вашей помощью, все же в класс он придет подготовленным и не будет чувствовать себя так, будто все вокруг говорят по‑китайски.
Внушайте ребенку, что не надо бояться учить, даже что‑то непонятное. В выученном потом будет легче разбираться.
Приучайте школьника выписывать сложные формулы или словарные слова на отдельный лист или на карточку. Их можно положить под стекло или повесить на видном месте. Такой способ помогает запомнить самое трудное.
Постоянно напоминайте ребенку, что все задания он должен выполнять сам. Учителю не нужен рисунок, сделанный художником! Домашнее задание дается не преподавателю, он‑то все это давно знает. Смысл домашней работы состоит в том, чтобы ребенок немного потренировался, а также выяснил, что ему непонятно из пройденного в классе, и мог потом разобраться. Проверяя домашнее задание, преподаватель смотрит, какой тип примеров не уложился в голове ученика, какое правило не запомнилось. Потом он сможет объяснить школьнику непонятое. Часто сами родители толкают детей на обман, выполняя за них задания, а это большая ошибка.
Процесс приучения ребенка к правильной работе долог, но через какое‑то время школьник привыкнет быть в числе тех, кто всегда выполняет задания, особенно если родители станут поощрять его успехи.