Реферат
Слово реферат в переводе с латинского буквально означает «пусть он доложит». Реферат при индивидуальной работе с литературой представляет собой краткую запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках по определенной теме. Зачастую рефераты готовят для того, чтобы передать эти идеи аудитории.
Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии.
При подготовке и защите реферата особенно важно определить четкое назначение работы, установить задания самому себе. Выбор вида реферата диктуется надобностью подобного обзора. Наиболее распространенным видом реферата является ознакомительный, цель которого - знакомство с тем или иным предметом научного поиска. Излагаемое должно быть полностью осознано составителем. Если можно мириться с неясными местами в конспекте, то в реферате это недопустимо. В случае если неясные места все же остаются, их преднамеренно выносят на обсуждение. Зачастую реферат – плод коллективного творчества, потому что его идеи формулируется не только автором, но и аудиторией. Поэтому полезно, чтобы коллектив слушателей и оппоненты были заранее подготовлены. Другими словами, к обсуждению реферата должны готовиться не только референт, но и аудитория, и что особенно важно, готовиться в контакте друг с другом. В этом случае полезно отпечатать работу в нескольких экземплярах и раздать ее оппонентам.
Итак, реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим и совместно их обсудить.
Необходимо знать требования, предъявляемые к рефератам. Требование первое заложено уже в самом определении жанра – краткость. Следующее требование – действительная информативность, отражающая в полном объеме проблемное содержание реферируемого текста. И весьма немаловажное – определенная структура реферата.
Краткость – понятие весьма относительное. Все, естественно, зависит от источника. В целом же реферат не должен выходить за пределы 1/10 – 1/8 объема реферируемого текста.
Действительная информативность достигается указанием предмета исследования и цели работы автора, а также существенных данных о характере, приемах и методах исследования.
Структура реферата довольно жесткая, предполагает несколько этапов работы:
- заголовок (сюда выносятся название реферируемого труда, фамилия его автора, выходные данные источника), на этом этапе определяется главная тема текста, цель автора;
- собственно реферативная часть – основной этап работы, связанный с анализом каждого фрагмента источника и с формированием самого текста реферата;
- справочный аппарат, дополнительно характеризующий источник: наличие библиографии (количество названий), характер приложений и т. д;
- заключение, в котором можно обобщить информативное содержание текста, а также поместить примечания референта относительно обозреваемых вопросов.
Последняя часть реферата не является строго обязательной для обзора ознакомительного характера. Но если собственное мнение достаточно четко определилось, оно может быть включено в реферат.
Конечно же, не во всяком и далеко не в каждом источнике (статье, книге) интересующий нас материал изложен в обязательной для реферата последовательности и с той степенью четкости и лаконичности, что нам необходима. Но не даром мы учимся читать книгу, предварительно изучая материалы, сопровождающие основной текст (заголовок и подзаголовок, аннотацию и оглавление, вступительную статью и послесловие). Теперь наша подготовительная работа (выписки, планы-конспекты, тезисы-выводы) себя оправдывает – именно на ее основе мы в состоянии свернуть обширные сведения источника в краткий реферат. Лаконичности изложения содержания источника способствует умение ориентироваться в общей структуре текста. Так, умение выделить введение поможет легко выйти в проблемы текста, которые получают развитие в основной излагающей части. Основная часть обычно иллюстрируется примерами и, доказательствами и т.д.
Реферат – работа трудоемкая, поэтому важно в самом начале знакомства с источником четко отдавать себе отчет, насколько фундаментален этот источник, каково его место в твоем изучении данного вопроса. На уроке реферат понадобится не часто, но на факультативе, в кружке, НОУ, где соединенными усилиями разрабатывается, изучается та или иная проблема, не обойтись без реферативного обзора основных источников.
Написать хороший реферат, а тем более успешно выступить с ним может лишь тот, кто овладел азбукой работы с книгой.
Порядок работы над составлением реферата
1. Проще организовать подготовку, когда на тему реферата имеется всего несколько источников. Сложнее работать с большим количеством книг и статей. Но во всех случаях дело облегчает рационально организованный предварительный просмотр литературы. Во время просмотра нужное фиксируют на карточках своего рабочего каталога, делают отдельные выписки – текстовые или же лишь со ссылкой на источник. При подготовке реферата удобно воспользоваться своими указателями содержания выписок и картотеками выписок. Кстати, вспомним, что не обязательно делать выписки, чтобы ввести их в реферат. Нужные отрывки отмечают закладками или вкладными листами и приносят эти книги или журналы на защиту реферата.
В тексте реферата или в плане своего выступления указывают, в какой момент и к каким именно страницам источника следует обратиться. При использовании вкладных листов они могут информировать не только поисковыми признаками (отчеркиваниями), но также давать и текстовые дополнения, обозначать логические связки. Таким образом, во время выступления появляется возможность зачитывать тексты из книг без переписывания их в реферат.
2. Если источников много, их необходимо регистрировать в собственном рабочем каталоге (хотя бы в процессе быстрого поискового чтения), тогда из каталога легко можно будет почерпнуть нужные сведения. Уже сами рубрики каталога помогут организовать будущий реферат. Переходя от одних карточек и рубрик к другим, вы будете уточнять и расширять содержание реферата.
3. Если тема вас интересует постоянно, то следует перед составлением реферата заглянуть в личный архив. Особенно помогают в этой работе конспекты. Виды работы над конспектом и рефератом взаимосвязаны, «перетекают» один в другой, потому что конечной целью является «вторичный» текст, позволяющий автору пользоваться необходимой информацией немедленно или спустя какое-то время.
Когда вы подберете накопленные извлечения из книг и периодики, то полезно иногда для полноты картины опять обратиться к самим первоисточникам. При составлении реферата желательно просматривать новые книги и брошюры, свежие номера журналов и газет, чтобы учесть последние публикации по интересующей теме.
Формирование навыков по реферированию – сложный процесс, требующий терпения и усидчивости.
Лекция
Еще одной формой работы с книгой (наиболее сложной) является лекция.
Лекция – основная форма самостоятельной работы с книгой в системе послешкольного образования. Даже по практике школьных лекций на уроке вы знаете, что книгу они не заменяют. Скорее подталкивают к ней, раскрывая тему, проблему крупными мазками, выделяя главное, существенное, на чем следует сосредоточиться, указывая пути, по которым нужно идти, добиваясь глубокого понимания, а не общей лишь картины.
После школьной лекции на уроке вы получаете определенные знания, связанные с работой над тем или иным текстом. Здесь все ясно, пути указаны. Учитель, приступая к рассказу, непременно познакомит вас с планом, выводами; усилит все это интонациями и повторами. Но стоит вам попасть на «взрослую» лекцию, как подобные ориентиры исчезают. Это естественно, ибо лектор не ставит перед собой сверхзадачу: научить слушать лекцию. Его цель – донести существо проблемы. Четкое, ясное представление и впечатление об услышанном сложится и останется (как и при чтении) только тогда, когда вслед за лектором, ведомые силой его аргументов, вы идете к выводам. Лекция требует напряженнейшей работы слушателя с карандашом в руках, дабы зафиксировать основные этапы развития мысли, выводы-обобщения. Зафиксировать не только для запоминания, но и для дальнейшей работы – обращением к книге, учебнику, справочнику...
Слушание лекции требует особой самодисциплины, достаточно сформированных умений вести записи. Так что приучайте себя как можно раньше записывать за учителем.
Для того чтобы лекция выполнила свое назначение – ввести в курс проблемы, дать ее обзор, проанализировать важнейшие аспекты, ее запись должна начинаться с четкого формулирования темы. Хорошо, когда предваряет лекцию план – его запись помогает следить за развитием основной мысли. Если план не продиктован, нужно быть особо внимательным к вступительной части – в ней общий абрис изложения наверняка содержится.
Не записывайте лекции на листочках. Лучше иметь обыкновенную тетрадь, где вы пишете на правом лицевом поле, а левое оставляете для дополнений, вопросов и т.д. Мысль от мысли при записи отделяйте крупными пробелами – так легче и записывать, и прорабатывать текст записей впоследствии. Не уловили перехода сразу – не беда: можно воспользоваться маркером или значком.
Чистое поле слева от основной записи позволит вам по ходу лекции составить ее план, заголовки которого наметите возле соответствующих пробелов. Не упустите выводов, завершающих рассказ лектора, их надо записать как можно тщательнее. Учитель в школе их просто диктует. Для облегчения записи очень важно уметь правильно сокращать слова, а еще лучше научиться скорописи.
Но вот лекция завершена, и выясняется, что основная работа впереди. Ведь не лекция сама по себе интересовала нас, а проблема, лектором изложенная. Теперь, когда общая картина у вас перед глазами, и начинается самое главное.
Назовите это главное как угодно – расшифровкой ли записей, закреплением и углублением знаний, суть не изменится. Именно теперь начинается процесс самообразования:
- вы еще раз просматриваете важное, существенное в развитии мысли;
- уточняете с помощью книги не вполне ясное;
- контролируете себя привлечением справочной литературы и т.д.
А если записали не главное? Не расстраивайтесь. Именно процедура контроля записей при помощи рекомендованной литературы и поможет вам выработать определенные навыки.
Каждый раз будете убеждаться: слушание лекции – это, прежде всего, работа с книгой. Умения и навыки, приобретенные вами в процессе сознательного чтения, готовят и к роли слушателя.
Теперь, когда вы познакомились с методикой ведения основных видов записи, приемами работы с книгой, вы сможете справиться с любым видом научной работы и освоить любой объем текстовой информации быстро, легко и с отличным результатом.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Гецов Г. Как читать книги, журналы газеты. – М.: Знание, 1989. – 144 с.
2. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: «Книга», 1975. – 108 с.
3. Искусство быть читателем: Кн. для учащихся. – Минск: Нар. асвета, 1987. – 215 с.: ил.
4. Николаева Л. А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: «Просвещение», 1982. – 192 с.
5. Плюснина С. Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы: Библиотечный урок для учащихся старших классов // Школьная библиотека. – 2001. – Ноябрь. – С. 33-39.