Практические работы по географии ( 6 класс )
Практическая работа № 1.
Организация работы по составлению календаря погоды
( наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра).
Ход работы:
В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём:
С Е Н Т Я Б Р Ь
Дни |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
tоC |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ 25 |
||||||||||||||||||||||||||||||
+ 20 |
||||||||||||||||||||||||||||||
+ 15 |
||||||||||||||||||||||||||||||
+ 10 |
||||||||||||||||||||||||||||||
+ 5 |
||||||||||||||||||||||||||||||
0 |
||||||||||||||||||||||||||||||
- 5 |
||||||||||||||||||||||||||||||
- 10 |
||||||||||||||||||||||||||||||
- 15 |
||||||||||||||||||||||||||||||
- 20 |
||||||||||||||||||||||||||||||
- 25 |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Облачность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осадки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направл.ветра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средняя температура за месяц: _______оС. |
Оценка: ________ |
В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю температуру воздуха за этот месяц.
Продолжите ведение календаря погоды в октябре, ноябре, декабре, январе, феврале и в марте.
Условные знаки:
Облачность: |
Осадки: |
||
- ясно; |
- дождь; |
||
- переменная облачность; |
- туман; |
||
- пасмурно. |
- снег. |
||
|
|
|
|
Направление ветра: |
|||
- северный; |
- северо-западный; |
||
- южный; |
- северо-восточный; |
||
- западный; |
- юго-западный; |
||
- восточный |
- юго-восточный. |
||
|
Практическая работа № 2.
Составление рассказа об одном из путешественников.
Ход работы:
Используя дополнительную литературу, составьте рассказ об одном из путешественников и оформите его в виде небольшого доклада.
Практическая работа № 3.
Определение на местности направлений, азимутов и расстояний.
Ход работы:
Используя компас определите направление, азимут и определите расстояние в шагах и в метрах до объектов, указанных учителем.
Практическая работа № 4.
Топографический диктант.
Ход работы:
Изобразите условные знаки следующих объектов:
Вариант 1.
Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке.
Вариант 2.
Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, силосная башня, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.
Практическая работа № 5.
Построение профиля рельефа по заданным горизонталям и построение горизонталей по заданному профилю рельефа.
Ход работы:
Практическая работа № 6
Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.
Ход работы:
Используя фрагмент топографической карты (атлас, стр. 7), заполните таблицу, определив направление, азимут и расстояние до указанных объектов от вершины холма, а также их абсолютную высоту и относительную высоту холма:
Объект |
Направление |
Азимут |
Расстояние |
Абсолютная высота |
Относительная высота холма |
родник |
|
|
|
|
|
колодец |
|
|
|
|
|
озеро Тихое |
|
|
|
|
|
домик лесника |
|
|
|
|
|
школа |
|
|
|
|
|
Практическая работа № 7.
Определение по картам расстояний, направлений, географических координат точек и нахождение точки на карте или глобусе по географическим координатам.
Ход работы:
Используя физическую карту полушарий (атлас, стр. 12-13) и физическую карту России (стр. 14-15), заполните таблицу:
Географический объект |
Расстояние от Москвы |
Направление от Москвы |
Географические координаты |
г. Мак-Кинли |
|
|
|
Дели |
|
|
|
Буэнос-Айрес |
|
|
|
вдп. Виктория |
|
|
|
Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
|
51о с.ш. и 31о в.д. |
|
|
|
1о ю.ш. и 78о з.д. |
Практическая работа № 8.
Определение по карте географического положения и высоты гор, географических координат крупнейших вершин.
Ход работы: По плану описания гор дайте характеристику одной из горных систем:
Вариант 1. Гималаи.
Вариант 2. Кордильеры.
Вариант 3. Уральские горы.
Вариант 4. Анды.
Вариант 5. Кавказ.
Вариант 6. Альпы.
План описания гор: 1. На каком материке и в какой его части находятся горы; 2. Общее направление горной системы и её протяжённость; 3. Между какими географическим объектами ( равнины, моря, океаны и т.д.) находятся горы (по сторонам горизонта); 4. Вид гор по абсолютной высоте; 5. Крупнейшая вершина и её географические координаты.
|
Практическая работа № 9.
Нанесение на контурную карту крупнейших гор и вершин Земли.
Ход работы: Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупнейшие горы и вершины Земли: 1. Гималаи; 2. гору Джомолунгму (или Эверест и обозначьте её высоту); 3. Тибет; 4. Тянь-Шань; 5. Кавказ; 6. гору Эльбрус (обозначьте её высоту); 7. Алтай; 8. вулкан Ключевская Сопка; 9. Альпы; 10. Скандинавские горы; 11. вулкан Килиманджаро; 12. Кордильеры; 13. гору Мак-Кинли (обозначьте её высоту горы); 14. вулкан Орисаба; 15. Анды; 16. гору Аконкагуа (обозначьте её высоту); 17. вулкан Котопахи; 18. гору Косцюшко; 19. массив Винсон; 20. вулкан Эребус.
|
Практическая работа № 10.
Описание по карте географического положения крупнейших равнин и определение их видов.
Ход работы:
По плану описания равнин дайте характеристику одной из равнин Земли:
Вариант 1. Восточно-Европейская ( Русская ) равнина.
Вариант 2. Западно-Сибирская равнина.
Вариант 3. Среднесибирское плоскогорье.
Вариант 4. Прикаспийская низменность.
Вариант 5. Амазонская низменность.
Вариант 6. Среднерусская возвышенность.
План описания равнины: 1. На каком материке и в какой его части находится равнина; 2. Протяжённость равнины с севера на юг и с запада на восток; 3. Площадь равнины; 4. Между какими географическим объектами ( равнины, горы, моря, океаны и т.д.) находится равнина (по сторонам горизонта); 5. Вид равнины по абсолютной высоте.
|
Практическая работа № 11.
Нанесение на контурную карту крупнейших равнин Земли.
Ход работы:
Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупнейшие равнины Земли: 1. Амазонскую низменность; 2. Великие равнины; 3. Великую Китайскую равнину; 4. Восточно-Европейскую ( Русскую ) равнину; 5. Западно-Сибирскую равнину; 6. плоскогорье Декан; 7. Приволжскую возвышенность; 8. Прикаспийскую низменность; 9. Среднерусскую возвышенность; 10. Среднесибирское плоскогорье.
|
Практическая работа № 12.
Нанесение на контурную карту крупнейших островов и полуостровов Земли.
Ход работы: Используя карты атласа, на контурной карте полушарий простым карандашом подпишите названия: 1) крупнейших островов Земли: 1. Великобритания; 2. Гавайские; 3. Гренландия; 4. Исландия; 5. Калимантан; 6. Канадский Арктический архипелаг; 7. Куба; 8. Мадагаскар; 9. Новая Зеландия; 10. Огненная Земля; 11. Сахалин; 12. Филиппинские; 13. Шпицберген; 14. Шри-Ланка; 15. Японские.
2) крупнейших полуостровов Земли: 1. Аравийский; 2. Апеннинский; 3. Балканский; 4. Индокитай; 5. Индостан; 6. Калифорния; 7. Камчатка; 8. Корея; 9. Лабрадор; 10. Малая Азия; 11. Новая Гвинея; 12. Пиренейский; 13. Скандинавский; 14. Сомали; 15. Таймыр.
|
Практическая работа № 13.
Описание ”путешествия” капельки по большому круговороту воды.
Ход работы:
Работа выполняется произвольно в форме сочинения.
Образец выполнения работы:
Кондакова Марфа
6-А класс,
школа № 46 г. Москвы
Путешествие капельки.
Как хорошо быть маленькой капелькой в глубокой и чистой морской синеве! Мимо плывут рыбы, водоросли. Волна уносит меня в большой и безбрежный Океан.
Солнышко сильно припекает, вода нагревается. Мне жарко! Ночью температура воздуха падает и океан отдаёт тепло. В виде пара я поднимаюсь на небо и из миллионов подобных мне капелек формируются облака. Ветер уносит нас за тысячи километров от океана.
Глядишь, и я уже над горами! Как красиво и спокойно в бескрайних небесах! Но что это? Собираются тучи, бушует непогода, выпадают осадки - дождь со снегом. Дух захватывает! Я падаю с небес на землю и ложусь чистым белым покрывалом на высокие снежные вершины.
Какие величественные горы! Правда, подружки!
Но вскоре настаёт весна: солнышко припекает всё сильнее и сильнее. И мы уже не можем удержаться на вершине и с грохотом падаем вниз, растворяясь капельками в чистейшем горном ручейке. Поток воды стремительно несёт меня в горное озеро. Но и в озере ненадолго задерживаюсь я и мои подруги - капельки. И вот мы уже в полноводной и широкой реке. На берегу сидят рыболовы с удочками. Привет, рыболовы! Вскоре и они скрываются за горизонтом.
Но что это? Где я? Как солоно вокруг! Я снова в море, в начале бесконечного пути, который называется ”Круговорот воды в природе”.
Январь, 2003 год
Практическая работа № 14.
Нанесение на контурную карту
океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли.
Ход работы:
На контурной карте полушарий подпишите названия всех географических объектов, встречающихся в тексте § 24. Все объекты суши - материки, острова и полуострова - подписываются чёрным цветом ( или простым карандашом ), все объекты гидросферы - океаны, моря, заливы и проливы - подписываются синим цветом.
Образец выполнения работы:
1 - Северный Ледовитый океан
2 - Берингово море
3 - Карское море
4 - Бискайский залив
5 - Берингов пролив
6 - Гибралтарский пролив
Практическая работа № 15.
Составление картосхемы ”Течения в Океане”.
Ход работы:
Используя карту "Приливы и течения в океанах" (атлас, стр. 17), на контурной карте полушарий обозначьте стрелками и подпишите названия основных тёплых (красным цветом) и холодных течений (синим цветом).
Сделайте вывод:
1) в каком направлении закручиваются течения в Северном и в каком - в Южном полушариях;
2) в каком направлении движутся тёплые, а в каком - холодные течения ?
Образец выполнения работы:
1 - Северо-Тихоокеанское течение
2 - Южное Пассатное течение
3 - течение Западных Ветров
4 - Северо-Атлантическое течение
5 - Северное Пассатное течение
6 - Западно-Австралийское течение
7 - Северный Ледовитый океан
Практическая работа № 16.
Определение по картам географического положения
одного из океанов или морей,
его относительных размеров,
преобладающих и максимальных глубин
свойств воды, особенностей движения воды
и основных видов хозяйственной деятельности человека.
Ход работы:
Используя карты атласа и предложенные типовые планы описания океана и моря, дайте комплексную характеристику одного из океанов или морей.
План описания океана:
План описания моря:
Вариант 1. Тихий океан.
Вариант 2. Филиппинское море ( или по выбору учащегося ).
Вариант 3. Атлантический океан.
Вариант 4. Средиземное море ( или по выбору учащегося ).
Вариант 5. Северный Ледовитый океан.
Вариант 6. Баренцево море ( или по выбору учащегося ).
Вариант 7. Индийский океан.
Вариант 8. Красное море ( или по выбору учащегося ).
Практическая работа № 17.
Определение по картам географического положения
одной из крупнейших рек Земли:
направления и характера её течения, использования человеком.
Ход работы:
Используя карты атласа, справочные материалы и предложенные типовые планы описания реки, опишите одну из крупнейших рек мира.
План описания реки:
Вариант 1. Амазонка.
Вариант 2. Нил.
Вариант 3. Миссисипи.
Вариант 4. Волга.
Вариант 5. Дунай.
Вариант 6. Янцзы.
Практическая работа № 18.
Нанесение на контурную карту
крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли.
Ход работы:
Внимание: все объекты гидросферы на карте подписываются синим цветом.
Вариант 1.
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты:
Вариант 2.
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте России следующие объекты:
Практическая работа № 19.
Установление особенностей суточного хода температуры воздуха
на основе построенного графика.
Ход урока:
1. На основе следующих данных постройте график суточного хода температуры воздуха 21 марта 2003 года в городе Москве:
Время ( часы ) |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
Температура ( oC ) |
- 1о |
- 2о |
- 2о |
- 1о |
0о |
+1о |
+3о |
+7о |
+4о |
+2о |
+1о |
0о |
Практическая работа № 20.
Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места.
Ход урока:
1. Используя знания, полученные на уроке и текст учебника ( § 35 ), заполните таблицу:
Высота места над уровнем моря ( м ) |
Атмосферное давление ( мм рт. ст. ) |
Температура воздуха ( tо С ) |
0 м * |
|
|
1000 м |
660 |
18о |
4150 м |
|
|
* Для определения атмосферного давления абсолютную высоту места предлагаю принять за 2,5 м
Внимание: не забудьте написать под таблицей все свои расчёты!
2. Сделайте вывод о зависимости атмосферного давления и температуры воздуха от высоты места.
Практическая работа № 21.
Построение ”розы ветров”.
Ход работы: Используя текст учебника (стр. 142 - 143) и календарь погоды, который вы вели, постройте ”розу ветров” за октябрь (ноябрь, декабрь и т.д. в зависимости от варианта): 1) Начертите 8 направлений (румбов), соответствующих основным сторонам горизонта (С; Ю; З; В; С-З; С-В; Ю-З; Ю-В ); 2) По каждому направлению (румбу) отметьте направление ветра за каждый день месяца (1 день = 5 мм); 3) Соедините концы векторов красной линией. 4) Сделайте вывод о преобладающих ветрах за данный месяц.
Примечание: количество дней со штилем указать под розой ветров.
Вариант 1. Октябрь.
Вариант 2. Ноябрь.
Вариант 3. Декабрь.
Вариант 4. Январь.
Вариант 5. Февраль.
Вариант 6. Март (или сентябрь). |
Практическая работа № 22.
Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.
Ход работы:
Практическая работа № 23.
Составление схемы ”Тепловые пояса Земли”.
Ход работы: На контурной карте полушарий: 1) обозначьте красным цветом - экватор, оранжевым цветом - Северный и Южный тропики, синим цветом - Северный полярный и Южный полярный круги; 2) Закрасьте жёлтым цветом жаркий тепловой пояс, зелёным цветом - умеренные тепловые пояса, а голубым цветом - холодные тепловые пояса и подпишите названия тепловых поясов; 3) Подпишите красным цветом материки, большая часть которых расположена в пределах жаркого теплового пояса, а чёрным цветом - расположенных преимущественно в умеренном тепловом поясе, а синим - в холодном тепловом поясе; 4) Красным цветом подчеркните самый жаркий материк Земли, а синим цветом - самый холодный. |
Практическая работа № 24.
Составление и заполнение
классификационной таблицы ”Расы Земли”.
Ход работы:
Используя текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу:
Название расы |
Характерные признаки |
Главные регионы проживания |
||||
Цвет кожи |
Разрез глаз |
Ширина губ |
Ширина носа |
Цвет и особенности волос |
||
Европеоидная |
|
|
|
|
|
|
Монголоидная |
|
|
|
|
|
|
Негроидная |
|
|
|
|
|
|
Австралоидная |
|
|
|
|
|
|
Практическая работа № 25.
Нанесение на контурную карту крупнейших стран и городов мира.
Ход работы:
Диаграмма 1. Крупнейшие страны мира по площади территории.
(млн. км2).
Диаграмма 2. Крупнейшие страны мира по численности населения.
(млн. человек).
Диаграмма 3. Крупнейшие города мира по численности населения
(млн. человек).