Успех в учении и самообразовании во многом зависит от умения пользоваться рациональными приемами работы с книгой, журналом, газетой и другими источниками текстовой информации. Особенно важно овладеть этими приемами учащимся старших классов и студентам, которым в ходе подготовки к занятиям приходится читать и прорабатывать огромное число источников при минимуме времени.
Выписки
Умение делать выписки – это основа работы над любой книгой – учебной, научной, справочной, художественной, ценнейшее орудие умственного труда. Выписки помогают собрать огромный материал, объять факты, проанализировать мнения, выявить противоречия.
Толковый словарь объясняет понятие выписок так: «Выписать - значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки». Сложность выписывания как раз и состоит в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких источников. Из книг и журналов выписывают отдельные положения, факты, цифровой и другой фактический или иллюстративный материал.
Выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными – мысли автора читатель излагает самостоятельно. Большие объемы текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места из классических произведений лучше всегда приводить дословно. Записывая цитаты, нужно заключать их в кавычки. Всегда полезно давать ссылки на источники, например, на страницу книги.
Выписки при работе с книгой следует делать лишь после того, как книга прочитана полностью, т.е. при повторном беглом чтении. Однако пришедшие в голову удачные формулировки записывайте тотчас же! Целесообразнее пользоваться для этой цели вкладными листками: на них и делаются все нужные пометки и записи.
План
Что такое план? План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По образному выражению, - это «скелет произведения». Примером плана в книге, правда очень общего, отмечающего узловые разделы, является обычное оглавление. Проглядывая его, не читая самой книги, можно получить представление об ее содержании и схеме построения. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги.
Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.
По форме членения и записывания планы могут быть подразделены на простые и сложные.
Сложный план в отличие от простого имеет к части или ко всем основным пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют их содержание. План может быть записан в виде схемы, отражающей взаимосвязь положений. Это план-схема.
План имеет ряд достоинств:
Самая краткая запись.
Именно поэтому план легко переделывать, совершенствовать его.
Отражает последовательность изложения и обобщает.
Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить последовательность изложения материала.
Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения.
В этой записи уже есть элементы обобщения, которые могут быть наиболее развиты в тезисах и конспектах.
Восстанавливает в памяти содержание источника. План, составляемый в процессе чтения, помогает легче уяснить содержание прочитанного, способствует ускоренной проработке материала.
План позволяет воспроизвести в памяти когда-то прочитанные источники, при этом он напоминает лишь самое главное, существенное.
Заменяет конспекты и тезисы.
Иногда подробно составленный план может заменить такие виды записей, как конспекты и тезисы. При хорошем владении материалом бывает, что в работе можно и нужно ограничиться одним планом. Он поможет обобщить знакомый материал, систематизировать его.
Помогает составлению записей.
Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно составить и другие, более подробные и обстоятельные записи – конспекты и тезисы. Но основе и с помощью плана они составляются без особых усилий. Причем, совершенно не обязательно составлять более сложные виды записей одновременно с планом. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет созданию конспекта или тезисов.
Улучшает сделанную запись.
Путем составления, например, подробного плана к конспекту можно легко и быстро выявить повторения и непоследовательность в изложении текста, улучшить запись, сделав ее логической и последовательной.
Ускоряет проработку книг.
План в черновом виде, составляемый попутно с чтением, может быть рекомендован для ускоренной проработки материала.
Помогает при длительной работе над источником.
План, составляемый к крупным произведениям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально, без большой потери времени перед возобновлением работы воспроизвести в памяти прочитанное ранее.
Организует самоконтроль.
С помощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (при самоконтроле подробные ответы на вопросы плана говорят о хорошем усвоении).
Сосредотачивает внимание и стимулирует знания.
План настолько помогает сосредотачиваться даже при сильно рассеянном внимании и умственном утомлении, что его можно рекомендовать как стимулирующий внимание фактор. В этом случае обычно нет надобности составлять план ко всему материалу. Достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа, которая ранее не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться быстрее. Процесс попутного чтения с составлением плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникнуть в работу, в смысл читаемого, отображает его в виде заголовков содержания. А если читающий все же отвлекся, можно бегло прочитать пункты составленного ранее плана и мысленно раскрыть их содержание. Потерянная связь быстро восстановится. А при новом сплошном чтении книжного текста не только теряется время, но и повышается утомляемость.
Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.
Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки. Практика указывает на два пути составления плана. Первый – составление подробнейшего простого плана (можно идти вслед почти за каждым абзацем). Второй путь – составление краткого простого плана с последующей детализацией.
Не пренебрегайте графической культурой записи плана! Схема записи плана может выглядеть так:
I.-----------------------------------------------------------------
1.--------------------------------------------------------
2.--------------------------------------------------------
3.--------------------------------------------------------
а).----------------------------------------------
б).----------------------------------------------
в).----------------------------------------------
II.-----------------------------------------------------------------
III.----------------------------------------------------------------
Всем хорош план, да не передает он фактического содержания источника, а лишь скупо напоминает о нем, о схеме его расположения материалов в нем. Это является недостатком плана как вида записи. Отсюда вывод: планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст, вскоре после составления плана. Лишь в этих случаях не потребуется вновь обращаться к источнику.
Когда же план как вид записи не может выполнить тех задач, которые стоят перед читателем, приходят на помощь другие виды записей: выписки, а также тезисы и конспекты.
Тезисы
Тезисы передают существо текста. Записать прочитанное в виде тезисов – значит записать опорные мысли текста. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отметить места, наиболее четко формулирующие мысль, которую автор доказывает. Формулируя тезисы, нет необходимости каждый раз прибегать к цитированию.
Тезисы должны всегда иметь доказательства рассуждением; Другими словами, идеи тезисов могут быть защищены.
Какие качества ставят тезисы на особое место среди других видов записей?
1. Тезисы как никакая другая форма записи, позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение.
2. Процесс «тезирования» позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его.
3. Тезисы ценны, а часто совершенно необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада. Суть вопроса ими особенно акцентируется, заостряется.
Тезисы делятся на основные, простые и сложные.
Основные тезисы – это принципиально важные, главные положения, раскрывающие содержание источника, иногда по своей совокупности носящие характер главных выводов. Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, отображающую содержание всего материала.
К каждому основному тезису может быть составлено несколько простых тезисов, разъясняющих и раскрывающих основные тезисы.
Простые тезисы – это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов. Поясним эти понятия в их сравнении.
Простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как основных можно насчитать лишь несколько и, более того, не из каждой части произведения их удается выделить. Допустим, что там будут обоснования, примеры и доказательства, постепенно подводящие читателя к главному выводу, который автором может быть дан лишь в самом конце книги, иногда только в выводах к ней.
Если тезисы составляются пунктами сложного плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать «основные» тезисы, подпунктам – простые.
Запись, включающая в себя два вида тезисов (простые и основные), называется сложными тезисами. Как и в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая, поясняя их содержание.
Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой. Тезисы всегда должны быть обоснованы и доказательны. Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяется при написании рецензий и аннотаций для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах.
Как составлять тезисы?
Тезисы составляются так. После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично. При этом разбивают текст (с помощью плана или без него – отчеркиванием и подчеркиванием) на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого.
Тезисы непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь следует пропускать строку, отделяя один тезис от другого, - так облегчается пользование ими.
Пять советов по организации текста записи:
1. Записи должны быть убористыми, компактными. Это улучшит обозреваемость текста.
2. Запись (ее части, связи между ними) полезно расчленять разными средствами:
- заголовками, подзаголовками, пунктами плана;
- абзацными отступами;
- пробельными строками;
- нумерацией тезисов и формул;
- подчеркиваниями (в тексте) и отчеркиваниями (сбоку текста - вертикальная черта, фигурная скобка);
- ключевыми словами – их выносят на поля или подчеркивают другими чернилами;
- вехами – горизонтальные черточки на полях кроме абзацного членения текста;
-рамки, в которые обычно заключаются символические выражения, формулы, зависимости, реже – законы и правила;
-многоцветьем пометок – разными цветами (красным, синим, зеленым) разделяют главное и второстепенное, предварительно оговорив на заглавном листе записи назначение каждого цвета.
3. Интервалы между строками надо выдерживать достаточными для вписывания новых строк.
4. Текст следует записывать только чернилами. Карандашами пользуются лишь для отметок, для выделений при последующей работе.
5. Записи полезно датировать.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Гецов Г. Как читать книги, журналы газеты. – М.: Знание, 1989. – 144 с.
2. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: «Книга», 1975. – 108 с.
3. Искусство быть читателем: Кн. для учащихся. – Минск: Нар. асвета, 1987. – 215 с.: ил.
4. Николаева Л. А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: «Просвещение», 1982. – 192 с.
5. Плюснина С. Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы: Библиотечный урок для учащихся старших классов // Школьная библиотека. – 2001. – Ноябрь. – С. 33-39.